Ножи охотничьи, об особенностях которых мы уже говорили, представлены сегодня на мировом рынке охотничьего оружия в таком количестве и разнообразии форм и конструкций, что рассказать обо всех практически невозможно. Поэтому мы решили показать лишь основные типы и на их примере дать читателю представление об общей схеме развития и распространения этого вида оружия вообще и по отдельным регионам.
Прежде всего остановимся на ножах охотничьих отечественного производства
Нож, как охотничье оружие, известен в нашей стране с древнейших времен. Однако в раннем периоде он мало отличался от боевого. С уверенностью можно говорить о том, что специфические особенности в его конструкции появляются около середины 17 века, когда в стране получает широкое распространение спортивная охота. История развития охотничьего промыслового оружия практически не исследована.
Совершенно иначе обстоит дело с оружием, предназначенным для спортивной охоты. Образцы этих ножей и сегодня собираются и изучаются во многих музеях страны. Коллекции Оружейной палаты московского Кремля, Государственного исторического музея, Санкт-Петербургского Эрмитажа, Этнографического музея и других хранилищ памятников материальной культуры содержат бесчисленное множество изделий мастеров-оружейников и умельцев нашей страны.
Наиболее известные мастера изготовления такого оружия работали в Московской оружейной палате в 15—17 веках, в Туле, Санкт-Петербурге, Златоусте. Но и о них сегодня мы знаем далеко не все.
Об отечественном охотничьем ноже, как неотъемлемой принадлежности охотника-спортсмена, можно начать рассказ с тульских образцов 18 века. Они, безусловно, свидетельствуют о том, что к этому времени тульские оружейники выработали свою, неповторимую конструкцию такого ножа.
Отличительная ее особенность — полоса, плавно сужающаяся от пяты к острию, в поперечном сечении имеющая форму клина с толщиной обуха у пяты около 4— 5 мм, постепенно уменьшающегося к концу клинка и имеющему здесь обоюдоострую заточку. Клинок отковывался из достаточно прочного и жесткого металла, исключавшего его прогиб, вместе с хвостовиком или же последний приваривался. В этом случае он изготовлялся из более мягкого металла. Клинки имели хвостовики двух типов.
Первый делался достаточно широким и две щечки приклепывались к нему заклепками, для чего в хвостовике заранее пробивались соответствующие отверстия. Второй отковывали в форме узкого клина, на который насаживалась рукоять с заранее просверленным в ней продольным отверстием. Рукоять укреплялась на хвостовике двумя обоймицами: нижней — у пяты клинка, которая плавно переходила в оковку на пяте клинка, и верхней, удерживаемой заклепкой или специальной гайкой на резьбе. Рукояти этих ножей имели некоторое расширение от пяты клинка.
Ножны изготовлялись либо просто из дерева, либо обтягивались кожей и снабжались металлическим устьем и наконечником, либо делались целиком из металла (обычно из латуни). К верхней части ножен, к устью прикреплялся специальный крючок для соединения их кожаной или иной лопастью с поясом.
Ножи, выходившие из мастерских тульских умельцев, хотя и имели в это время традиционную форму, однако, различались украшениями, гравировкой на металле и материале рукоятей, которая практически почти никогда не повторялась и носила характер исконно русского растительного орнамента.
К началу 19 века в конструкции тульских охотничьих ножей произошли некоторые изменения. Клинки стали более короткими, в их очертаниях, конфигурации стали появляться черты восточного стиля. Соответственно изменялась форма ножен и рукоятей. Объяснялось это тем, что в Россию начало проникать вывозимое с Кавказа оружие местных мастеров — ножи и кинжалы, имевшие своеобразные, известные ранее только на Востоке формы. Кроме того, на работы отечественных мастеров стало оказывать влияние и турецкое оружие. В книге представлен тульский нож, изготовленный в самом начале 19 века, имеющий очень близкие к восточным формы.
Говоря о русском охотничьем ноже, обязательно надо иметь в виду, что изготовлением подобного оружия в 18 и 19 веках в основном занимались лишь отдельные мастера. Рассказывая о ножах, изготовлявшихся в Туле в 18 веке, надо сразу же отметить, что хотя и есть сведения об изготовлении некоторых из них на Тульском оружейном заводе, нельзя утверждать, что представленные на рисунках ножи именно заводского производства. Даже в 18 веке изделия завода, как правило, имели его марку. Эти же ножи изготовлены мас-терами-оружейниками, работавшими в своих личных мастерских. Также в своей мастерской работал с конца 70-х годов 19 века и последний тульский ножевых дел мастер Егор Самсонов, деятельность которого закончилась уже в 30-х годах нашего столетия. Его ножи и кинжалы пользовались всероссийской известностью. Они отличались изумительной прочностью и надежностью, тщательностью изготовления и скромностью внешнего облика. И ножи, и кинжалы обязательно имели высокой прочности клинки, отковывавшиеся им в своей кузнице и здесь же им закалявшиеся. По рассказам специалистов, работавших уже в наше время в производственном комбинате Московского общества охотников, в 50—60-х годах ими была сделана попытка восстановить способ изготовления ножей Е.Самсонова. Были проведены анализы металла и по их результатам на Московском заводе «Серп и Молот» проведена опытная плавка, а затем откованы образцы клинков. Однако попытка эта оказалась неудачной. Разгадать секрет закалки клинков, сообщавшей им огромную прочность, так и не удалось. По рассказу известного знатока охотничьего оружия, ныне покойного Александра Яковлевича Зеленкова при выполнении этого заказа завод испытывал несколько клинков работы Самсонова на прочность. Поставленные вертикально под пресс, они ломались, но для этого требовалась нагрузка свыше 14 т.
Но вернемся к самим изделиям легендарного мастера. Рукояти делались из черного мореного дуба, насаживались на хвостовик и закреплялись стальным вороненым набалдашником. Крестовина, отделявшая рукоять от клинка, также делалась из стали и воронилась, как и прибор ножен, состоявший из устья с крючком и наконечника. На пятах клинков мастером ставилась клеймо-подпись «Егор Самсонов в Туле» и помещались гравированные изображения медалей, полученных на двух выставках.
Об ассортименте изделий, выходивших из его мастерской, можно судить по прейскурантам (каталогам) московских магазинов охотничьего оружия, начиная с 80-х годов 19 века и до 1914 года. Почти в каждом из них всегда имелись в наличии его ножи. Так, по прейскуранту Р.Р.Роггена, изданному в 1913 году, работы Е. Самсонова были представлены в ассортименте, который мы свели в небольшую таблицу:
Наименование ножей
Размерв по образцам, мм
1-й
2-й
3-й
4-й
5-й
Ножи медвежьи массовой работы
Ножи охотничьи и кинжалы
192,5
133,35
222,7
158,4
273
209,5
--
254
--
304
Цены на это оружие в 1913 году были таковы: ножи медвежьи стоили от 14 до 17 рублей, ножи охотничьи и кинжалы — от 4 до 10 рублей, в зависимости от длины клинка.
Работы Е.Самсонова в московских магазинах появлялись вплоть до 1930 года, пока не умер мастер. Следует отметить, что если до событий, связанных с двумя войнами и революцией, охотники имели возможность приобретать холодное охотничье оружие — ножи и кинжалы, как отечественного, главным образом кустарного, так и заводского производства иностранных фирм, то в последующие годы это стало довольно трудно.
Практически охотники были вынуждены пользоваться лишь оружием дореволюционного изготовления или же изделиями, производимыми только предприятиями, принадлежавшими местным охотничьим организациям.
Именно в этот период, т.е. до 1934 года, среди отечественных охотников большое распространение получили так называемые финские ножи, изготовлявшиеся у нас в стране по классическим образцам, но в большинстве случаев лишь отдаленно похожие на них. Довольно много изготовлялось ножей по образцам норвежских и шведских ножей для охотников.
Следующая группа ножей представлена образцами производства Финляндии, о которых мы уже говорили в связи с их распространенностью в нашей стране. Однако речь шла о ножах, изготовлявшихся нашими мастерами. Надо отметить, что эти образцы в подавляющем большинстве не соответствуют по своим конструктивным особенностям подлинным финским ножам, а являются, если так можно сказать, вольными вариациями на заданную тему.
Судя по имеющимся материалам, собственно финские ножи имеют несколько вариантов конструкций, форм клинка, рукояти и ножен. Наиболее распространены те, которые самими производителями определяются как "ilves-puukko" (Нож Илве). Они считаются всемирно известными охотничьими ножами. Эти ножи бываютс однолезвийными клинками разной длины. Лезвие примерно под углом 45 градусов заканчивает ся обоюдоострым концом, верхняя часть которого переходит в прямой обух, ширина достигает максимального значения около рукояти. Заточки клинка практически доходят до самого обуха, оставляя всего несколько миллиметров плоской поверхности. Рукояти финских ножей имеют оригинальную форму. Они изготовляются из твердых пород дерева и соединяются с клинком методом насадки на хвостовик с последующим расклепыванием верхнего конца последнего. Ножны финских ножей всегда кожаные и скроены так, что большая часть рукояти вместе с клинком утопает в них. Материал ножен позволяет нанести на них давленый орнамент и всевозможные изображения.
Второй вариант конструкции финского ножа отличается тем, что его клинки прямые, с толстым обухом, в поперечном сечении имеют совсем иную форму. У них заточки лезвия производятся под большим углом, но сохраняют боковые стороны клинка плоскими, т.е. в разрезе он имеет пятигранную форму.
Отличительными особенностями собственно охотничьих их вариантов являются рукояти. В первом, наиболее многочисленном и определяемом названием «ilves-puukko», рукояти в верхней своей части имеют асимметричный грибообразный выступ, направленный в сторону клинка, или под грибком несколько расширяющийся книзу. Сужаясь, входит в металлическую обоймицу, отделяющую рукоять от клинка. Пятки клинка имеют ширину, соответствующую толщине рукояти. Вся рукоять в целом имеет эллипсовидное сечение. Клинок однолезвийный, с утолщенным обухом. Рукоять насажена на хвостовик, конец которого заклёпывается на ее грибке. Ножны изготовляются из кожи. Существенно важно, что клинок с рукоятью входит в ножны почти на две трети, за исключением грибообразного верхнего расширения. Ножны в верхней части, предназначенной рукояти, несколько расширяются, а по контуру фигурно обрезаны.
Вторая группа охотничьих финских ножей, носящая особое название «Laap», в отличие от первой, по свидетельству изготовителей, имеет оригинальную конструкцию. Прежде всего надо сказать, что форма клинка очень своеобразна. Его лезвие почти по всей длине параллельно обуху и только у самого острия резко изгибается. Необычна и форма рукояти. Черен ее с овальным поперечным сечением одинаков по всей длине и только в верхней части грибообразно расширяется и заканчивается металлической оковкой или пластинкой, на которой заклёпывается конец хвостовика. Ножны также расширяются вверху, и нож входит в них до самого грибообразного выступа.
Известна еще одна конструкция, применяемая, насколько можно понять, для специальных целей. Каталоги фирм выделяют эти ножи, которые, хотя и имеют, за исключением одного, клинки, похожие на обычные для охотничьих ножей, но оснащены рукоятями особого типа и снабжаются при продаже принадлежностью для заточки (наждаком).
В каталоге одной из фирм — «Finnish Knives» — ножевой фабрики «J.Marttiini & Со» из города Рованиеми насчитывается 21 разновидность ножей, отличающихся друг от друга не только назначением, но и размерами, колеблющимися — по общей длине — от 130 до 640 мм, по длине клинков — от 50 до.450 мм, по длине рукояти — от 50 до 125 мм и по массе от 200 до 610 г.
Такой богатый и разнообразный ассортимент помогает покупателю найти ножи для различных целей, в том числе и для охоты, о чем специально говорится в тексте каталога. К последним отнесены ножи, довольно большая часть которых имеет клинки длиной от 9 до 16 см. Они отличаются еще одной особенностью. Их выпускают с ножнами двух типов — украшенными и простыми, по-видимому, рабочими.
Исходя из этих сведений, даже очень кратких и неполных, можно определенно утверждать, что национальный финский нож действительно используется и как охотничий, и как рабочий.
Финские ножи получили широкое распространение не только в нашей стране, но и в других странах, в частности, в Германии. Они и там имели свои особенности. Например, перекрестье между клинком и рукоятью или рукоять, близкая по форме к финской присоединена к более широкому клинку. Кстати, клинки по своим формам также довольно далеки от финских.
В 19—20 веках продолжался процесс унификации охотничьих ножей. А начался он гораздо раньше. Свидетельством может служить один из старейших типов холодного охотничьего оружия для спортивной охоты, так называемый нож «Боуи». Первоначальный вариант его был создан английским мастером-оружейником Джимом Боуи около 200 лет тому назад. Этот нож имел довольно массивный стальной клинок длиной около 150 мм, с длинным пологим скосом обуха и простой прямой деревянной рукоятью, состоявшей из двух деревянных частей, скрепленных заклепками с широким хвостовиком.
Между клинком и рукоятью помещался ограничитель для предохранения руки охотника. Клинок снабжался широким лезвием, а на обухе перед ограничителем насекались поперечные выемки. Долгое время различные европейские мастера либо в точности повторяли эту конструкцию, либо вносили в нее свои изменения.
При этом длина ножей, вернее их клинков, колебалась в пределах 150— 250 мм. Один из таких вариантов изготовлен в Германии в 20-м столетии. И это не случайно. Наиболее характерными образцами охотничьих ножей, в зависимости от разновидностей и условий охоты, являются немецкие. Среди них различаются многоцелевые охотничьи ножи общей длиной около 400 мм (длина клинка 250 мм, ширина 40 мм, толщина 5 мм), массой более 400 г. Рукоять у них обычно роговая, а центр тяжести расположен ближе к острию ножа. Эти ножи предназначены не только для охоты на зверя, но также для разных работ при разбивке лагеря, рубке дров и т.п.
Большой кабаний нож используется для охоты на кабана, малый — для добивания раненого кабана ударом в шею. Длина клинка обычно 150 мм, ширинадо 20 мм при толщине до 10 мм. Нож для добивания мелкого зверя независимо от места нанесения удара имеет соответственно и меньшие размеры: общую длину около 220 мм при длине клинка 100 мм. Немецкие мастера часто копировали образцы, изготовленные в других странах, присваивая им при этом те же названия. Более однообразны ножи, производившиеся главным образом в 20-м столетии, в Соединенных Штатах Америки. В них много элементов, заимствованных у европейских и, в частности, у финских ножей. Это прослеживается и в форме клинков и особенно в форме рукоятей.
Просмотров: 8828
Комментарии к этой заметке:
Добавить Ваш комментарий:
Внимание! Не тратьте ни свое, ни мое время на рекламу и спам.
Ссылки отображаются как текст.
Комментарии, не касающиеся поста блога будут удалены.